Эдипов комплекс — понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, чтобы объяснить причины некоторых неврозов. Оно означает бессознательное сексуальное влечение ребёнка к родителю противоположного пола. Это влечение сопровождается ревностью к родителю того же пола, что и ребёнок, а также бессознательным желанием смерти этого родителя. Фрейд использовал термин «эдипов комплекс» применительно к людям обоих полов. Однако впоследствии исследователи, описывавшие аналогичное явление у девочек, ввели понятие комплекс Электры (в греческой мифологии Электра, дочь Агамемнона, намеревалась убить собственную мать). В дальнейшем теорию эдипова комплекса развивал учёный Карл Юнг.
Название явления основано на греческом мифе, в котором Эдип убивает своего отца Лая и женится на матери Иокасте. Эдипов комплекс является этапом психосексуального развития и восприятия, впервые проявляющимся между вторым и третьим годами жизни (в теории Фрейда этот период характеризуется приматом генитальности, под которым объединяются оральное и анальное влечения).
Эдипов комплекс является лишь конструкцией, предложенной Фрэйдом как аналогия некоторых невротических эффектов, то есть изначально он вводился как частная описательная модель, но вовсе не цивилизационная универсалия, как это пытались показать некоторые психологи и культурологи. Так что в работе 1924 года «Конец Эдипова комплекса» Фрэйду приходится обозначать пределы этой модели и ограниченность спекуляций на её счёт. В процессе психоанализа Эдипов комплекс и связанные с ним конфликты подлежат проработке.
Следует заметить, что наличие эдипова комплекса не было подтверждено какими-либо научными исследованиями. К тому же явно противоречит здравому смыслу само утверждение о том, что ребёнок может испытывать половое влечение по отношению к родителю: как известно, тестостерон и прогестерон, половые гормоны, которые, воздействуя на гипоталамус, вызывают у человека половое влечение, организмом ребёнка вырабатываются лишь в незначительных количествах.
Отредактировано Ginger_Fish (2009-01-22 14:56:07)